глава 3. Завоевание Ханаана
Национальная судьба Израиля могла исполниться только в земле Ханаана.
Книга Иисуса Навина рассказывает о молниеносной военной кампании в течение которой могущественные цари ханаана были разбиты в бою, а израильские племена унаследовали свою землю.
Это история о победе народа божьего над высокомерными язычниками, вечная эпопея о новых завоеванных рубежах и захваченных городах, в которой проигравшие должны понести окончательное наказание в виде лишения и смерти.
Это волнующая военная сага о героизме, хитрости и горькой мести, рассказанная вместе с некоторыми из самых ярких библейских историй: падением стен иерихона, остановкой солнца в гаваоне, и сожжением большого ханаанского города хацора.
Кроме того, это подробный географический очерк о ландшафте ханаана и историческое объяснение того, как каждое из двенадцати израильских племен вступило в свое традиционное территориальное наследование земли обетованной.
Но если исход израильтян не имел место, как мы видели, в том виде, в каком он описан в библии, как насчет самого завоевания?
Проблемы еще больше. Как армия в лохмотьях, путешествующая с женщинами, детьми и престарелыми, возникшая после проведенных в пустыне десятилетий, могла быть способной осуществить эффективное вторжение?
Как мог такой неорганизованный сброд одолеть большие крепости ханаана, имеющие свои профессиональные армии и хорошо подготовленные колесничные войска?
А было ли завоевания ханаана на самом деле? Является ли эта центральная сага библии (и последующей истории израиля) историей или мифом?
Несмотря на то, что древние города иерихон, гай, гаваон, лахиш, хацор и почти все другие, упомянутые в рассказе о завоевании, были обнаружены и раскопаны, свидетельства исторического завоевания израильтянами ханаана, как мы увидим, являются слабыми.
Здесь также археологические данные могут помочь отделить события истории от ярких образов продолжительного библейского рассказа.
План битвы Иисуса Навина
Сага о завоевании начинается в конце последней книги моисеевого пятикнижия (книги второзакония), когда мы узнаем, что моисей, великий вождь, не сможет привести сынов израиля в ханаан.
Как член поколения, которое лично испытало горечь жизни в египте, он тоже должен был умереть, не входя в землю обетованную.
Перед смертью и захоронением в моаве на горе нево моисей подчеркнул важность соблюдения божьих законов как ключевого условия к предстоящему завоеванию и, в соответствии с указаниями Бога, передал командование над израильтянами своему давнему заместителю иисусу навину.
После многих поколений рабства в египте и сорок лет скитаний в пустыне, теперь израильтяне стояли на самой границе ханаана, через реку от земли, где жили их предки Авраам, Исаак и аков.
Бог повелел, чтобы в настоящее время эта земля была очищена от всех следов идолопоклонства, что повлечет за собой полное уничтожение хананеев.
Во главе с иисусом навином, блестящим военачальником со склонностью к тактическим неожиданностям, израильтяне быстро одержали одну победу за другой в потрясающей серии осад и открытых сражений.........
Другой вид Ханаана
Как и с рассказом об исходе, археология обнаружила драматические расхождения между библией и ситуацией в ханаане в предлагаемое время завоевания, между 1230 и 1220 годами до н.э.
Хотя мы знаем, что группа под названием израиль уже присутствовала где-то в ханаане около 1207 года до н.э., данные об общей политической и военной ситуации в ханаане наводят на мысль, что молниеносное вторжение этой группы было бы нереальным и в высшей степени неправдоподобным.
Существуют многочисленные свидетельства о делах в ханаане в египетских текстах позднего бронзового века (1550-1150гг. до н.э.): в форме дипломатических писем, списков завоеванных городов, выгравированных на стенах египетских храмов картин осад, летописей египетских фараонов, литературных произведений и гимнов.
Пожалуй, самым подробным источником информации о ханаане в этот период являются письма из телль-эль-амарна.
Эти тексты представляют собой часть дипломатической и военной переписки могущественных фараонов аменхотепа iii и его сына эхнатона, правивших египтом в 14 веке до н.э.
Почти четыре сотни таблиц из амарны, разбросаные сейчас по музеям всего мира, включают письма, посланные в египет правителями сильных государств, таких, как хетты анатолии и правители вавилонии.
Но большинство из них были отправлены правителями городов-государств ханаана, которые в этот период были вассалами египта.
Среди отправителей писем были также и правители ханаанских городов, которые позже стали знаменитыми в библии, такие, как иерусалим, сихем, мегиддо, хацор и лахиш.
А самое главное письма из амарны показывают, что ханаан был египетской провинцией, тщательно контролируемой египетской администрацией.
Столица провинции была расположена в газе, но египетские гарнизоны были размещены по всей стране в ключевых городах, таких как бет-шеан к югу от галилейского моря и порт яффа (в настоящее время часть города тель-авив).
В библии египтяне не упоминаются вне границ египта и ни разу не упоминаются ни в одном из сражений в ханаане. тем не менее, современные тексты и археологические находки показывают, что египтяне управляли и внимательно следили за делами страны.
Князья ханаанских городов (описанные в книге иисуса навина как могущественные враги) были, в действительности, жалкими и слабыми. раскопки показали, что в этот период города ханаана не были настоящими городами того типа, который известен нам из более поздней истории.
Они были в основном административные крепостями для элиты (жилищем правителя, его семьи и его небольшой свиты чиновников) вместе с крестьянами, живущими разбросано в небольших деревнях по всей окрестности.
Типичный город имел только дворец, храмовый комплекс, а также некоторые другие общественные здания - вероятно, резиденции для высокопоставленных чиновников, постоялые дворы и другие административные здания.
Но никаких городских стен не было. Грозные ханаанские города, описанные в истории о завоевании, не были защищены укреплениями!
Причина видимо в том, что египет твердо отвечал за безопасность всей провинции. Поэтому не было никакой необходимости в массивных оборонительных стенах.
Существовали также и экономические причины отсутствия укреплений в большинстве ханаанских городов. с введением тяжелой дани, подлежащей выплате фараону князьями ханаана, местные мелкие правители, возможно, не имели средств (или власти) для организации монументальных общественных работ.
На самом деле, ханаан поздней бронзы был лишь тенью того процветающего общества, которым он был несколькими столетиями ранее в период средней бронзы.
Многие города были покинуты, а другие сократился в размерах, а общая численность оседлого населения не превышало сто тысяч.
Одним из доказательств небольших масштабов этого общества является просьба в одном из писем из амарны, посланном царем иерусалима, к фараону прислать пятьдесят человек для того, «чтобы защитить землю».
Незначительный масштаб вооруженных сил этого периода подтверждается еще одним письмом, посланным царем города мегиддо, который просит фараона отправить сотню солдат, чтобы защитить город от нападения его агрессивного соседа, царя сихема.
Письма из амарны описывают ситуацию на протяжении 14 века до н.э., приблизительно за сто лет до предполагаемой даты израильского завоевания.
У нас нет такого подробного источника информации о делах в ханаане в течение 13 века до н.э. но фараон рамсес іi, правивший на протяжении большей части 13 века, вряд ли ослабил свой военный контроль над ханааном.
Он был сильным царем, возможно, самый сильный из всех фараонов, который глубоко интересовался иностранными делами.
Другие указатели как литературные, так и археологические кажется, показывают, что в 13 веке до н.э. египетское иго над ханааном было сильнее, чем когда-либо.
Во времена сообщаемых беспорядков, египетская армия пересекла бы синайскую пустыню вдоль побережья средиземного моря и пошла бы против мятежных городов или беспокоящих ее людей.
Как уже упоминалось, военный путь на севере синайского полуострова был защищен рядом крепостей и снабжен источниками пресной воды.
После пересечения пустыни, египетская армия могла легко разгромить любые мятежные силы и навязать свою волю местному населению.
Археология открыла драматические свидетельства степени египетского присутствия в самом ханаане.
В 1920-х годах на месте бет-шеана к югу от галилейского моря была раскопана египетская крепость. Её различные здания и дворы, содержащие статуи и исписанные иероглифами памятники со времен фараонов сети i (12941279 гг. до н.э.), рамсеса ii (12791213 гг. до н.э.) и рамсеса iii (11841153 гг. до н.э.).
Древний ханаанский город мегиддо раскрыл свидетельства сильного египетского влияния даже в более поздние времена рамсеса vi, правившего в конце 12 века до н.э.
Это было долгое время спустя предполагаемого завоевания израильтянами ханаана.
Очень маловероятно, что египетские гарнизоны по всей стране остались бы в стороне, когда группа беженцев из египта сеяла хаос по всей провинции ханаана.
И невозможно себе представить, чтобы уничтожение захватчиками стольких верных вассальных городов не оставило бы абсолютно никаких следов в обширных записях египетской империи.
Единственное независимое упоминание названия израиль в этот период (победная стела мернептаха) сообщает лишь, что эти неизвестные люди, живущие в ханаане, потерпели сокрушительное поражение.
Что-то явно не складывается, когда библейское повествование, археологические данные и египетские записи расположены бок о бок.
Национальная судьба Израиля могла исполниться только в земле Ханаана.
Книга Иисуса Навина рассказывает о молниеносной военной кампании в течение которой могущественные цари ханаана были разбиты в бою, а израильские племена унаследовали свою землю.
Это история о победе народа божьего над высокомерными язычниками, вечная эпопея о новых завоеванных рубежах и захваченных городах, в которой проигравшие должны понести окончательное наказание в виде лишения и смерти.
Это волнующая военная сага о героизме, хитрости и горькой мести, рассказанная вместе с некоторыми из самых ярких библейских историй: падением стен иерихона, остановкой солнца в гаваоне, и сожжением большого ханаанского города хацора.
Кроме того, это подробный географический очерк о ландшафте ханаана и историческое объяснение того, как каждое из двенадцати израильских племен вступило в свое традиционное территориальное наследование земли обетованной.
Но если исход израильтян не имел место, как мы видели, в том виде, в каком он описан в библии, как насчет самого завоевания?
Проблемы еще больше. Как армия в лохмотьях, путешествующая с женщинами, детьми и престарелыми, возникшая после проведенных в пустыне десятилетий, могла быть способной осуществить эффективное вторжение?
Как мог такой неорганизованный сброд одолеть большие крепости ханаана, имеющие свои профессиональные армии и хорошо подготовленные колесничные войска?
А было ли завоевания ханаана на самом деле? Является ли эта центральная сага библии (и последующей истории израиля) историей или мифом?
Несмотря на то, что древние города иерихон, гай, гаваон, лахиш, хацор и почти все другие, упомянутые в рассказе о завоевании, были обнаружены и раскопаны, свидетельства исторического завоевания израильтянами ханаана, как мы увидим, являются слабыми.
Здесь также археологические данные могут помочь отделить события истории от ярких образов продолжительного библейского рассказа.
План битвы Иисуса Навина
Сага о завоевании начинается в конце последней книги моисеевого пятикнижия (книги второзакония), когда мы узнаем, что моисей, великий вождь, не сможет привести сынов израиля в ханаан.
Как член поколения, которое лично испытало горечь жизни в египте, он тоже должен был умереть, не входя в землю обетованную.
Перед смертью и захоронением в моаве на горе нево моисей подчеркнул важность соблюдения божьих законов как ключевого условия к предстоящему завоеванию и, в соответствии с указаниями Бога, передал командование над израильтянами своему давнему заместителю иисусу навину.
После многих поколений рабства в египте и сорок лет скитаний в пустыне, теперь израильтяне стояли на самой границе ханаана, через реку от земли, где жили их предки Авраам, Исаак и аков.
Бог повелел, чтобы в настоящее время эта земля была очищена от всех следов идолопоклонства, что повлечет за собой полное уничтожение хананеев.
Во главе с иисусом навином, блестящим военачальником со склонностью к тактическим неожиданностям, израильтяне быстро одержали одну победу за другой в потрясающей серии осад и открытых сражений.........
Другой вид Ханаана
Как и с рассказом об исходе, археология обнаружила драматические расхождения между библией и ситуацией в ханаане в предлагаемое время завоевания, между 1230 и 1220 годами до н.э.
Хотя мы знаем, что группа под названием израиль уже присутствовала где-то в ханаане около 1207 года до н.э., данные об общей политической и военной ситуации в ханаане наводят на мысль, что молниеносное вторжение этой группы было бы нереальным и в высшей степени неправдоподобным.
Существуют многочисленные свидетельства о делах в ханаане в египетских текстах позднего бронзового века (1550-1150гг. до н.э.): в форме дипломатических писем, списков завоеванных городов, выгравированных на стенах египетских храмов картин осад, летописей египетских фараонов, литературных произведений и гимнов.
Пожалуй, самым подробным источником информации о ханаане в этот период являются письма из телль-эль-амарна.
Эти тексты представляют собой часть дипломатической и военной переписки могущественных фараонов аменхотепа iii и его сына эхнатона, правивших египтом в 14 веке до н.э.
Почти четыре сотни таблиц из амарны, разбросаные сейчас по музеям всего мира, включают письма, посланные в египет правителями сильных государств, таких, как хетты анатолии и правители вавилонии.
Но большинство из них были отправлены правителями городов-государств ханаана, которые в этот период были вассалами египта.
Среди отправителей писем были также и правители ханаанских городов, которые позже стали знаменитыми в библии, такие, как иерусалим, сихем, мегиддо, хацор и лахиш.
А самое главное письма из амарны показывают, что ханаан был египетской провинцией, тщательно контролируемой египетской администрацией.
Столица провинции была расположена в газе, но египетские гарнизоны были размещены по всей стране в ключевых городах, таких как бет-шеан к югу от галилейского моря и порт яффа (в настоящее время часть города тель-авив).
В библии египтяне не упоминаются вне границ египта и ни разу не упоминаются ни в одном из сражений в ханаане. тем не менее, современные тексты и археологические находки показывают, что египтяне управляли и внимательно следили за делами страны.
Князья ханаанских городов (описанные в книге иисуса навина как могущественные враги) были, в действительности, жалкими и слабыми. раскопки показали, что в этот период города ханаана не были настоящими городами того типа, который известен нам из более поздней истории.
Они были в основном административные крепостями для элиты (жилищем правителя, его семьи и его небольшой свиты чиновников) вместе с крестьянами, живущими разбросано в небольших деревнях по всей окрестности.
Типичный город имел только дворец, храмовый комплекс, а также некоторые другие общественные здания - вероятно, резиденции для высокопоставленных чиновников, постоялые дворы и другие административные здания.
Но никаких городских стен не было. Грозные ханаанские города, описанные в истории о завоевании, не были защищены укреплениями!
Причина видимо в том, что египет твердо отвечал за безопасность всей провинции. Поэтому не было никакой необходимости в массивных оборонительных стенах.
Существовали также и экономические причины отсутствия укреплений в большинстве ханаанских городов. с введением тяжелой дани, подлежащей выплате фараону князьями ханаана, местные мелкие правители, возможно, не имели средств (или власти) для организации монументальных общественных работ.
На самом деле, ханаан поздней бронзы был лишь тенью того процветающего общества, которым он был несколькими столетиями ранее в период средней бронзы.
Многие города были покинуты, а другие сократился в размерах, а общая численность оседлого населения не превышало сто тысяч.
Одним из доказательств небольших масштабов этого общества является просьба в одном из писем из амарны, посланном царем иерусалима, к фараону прислать пятьдесят человек для того, «чтобы защитить землю».
Незначительный масштаб вооруженных сил этого периода подтверждается еще одним письмом, посланным царем города мегиддо, который просит фараона отправить сотню солдат, чтобы защитить город от нападения его агрессивного соседа, царя сихема.
Письма из амарны описывают ситуацию на протяжении 14 века до н.э., приблизительно за сто лет до предполагаемой даты израильского завоевания.
У нас нет такого подробного источника информации о делах в ханаане в течение 13 века до н.э. но фараон рамсес іi, правивший на протяжении большей части 13 века, вряд ли ослабил свой военный контроль над ханааном.
Он был сильным царем, возможно, самый сильный из всех фараонов, который глубоко интересовался иностранными делами.
Другие указатели как литературные, так и археологические кажется, показывают, что в 13 веке до н.э. египетское иго над ханааном было сильнее, чем когда-либо.
Во времена сообщаемых беспорядков, египетская армия пересекла бы синайскую пустыню вдоль побережья средиземного моря и пошла бы против мятежных городов или беспокоящих ее людей.
Как уже упоминалось, военный путь на севере синайского полуострова был защищен рядом крепостей и снабжен источниками пресной воды.
После пересечения пустыни, египетская армия могла легко разгромить любые мятежные силы и навязать свою волю местному населению.
Археология открыла драматические свидетельства степени египетского присутствия в самом ханаане.
В 1920-х годах на месте бет-шеана к югу от галилейского моря была раскопана египетская крепость. Её различные здания и дворы, содержащие статуи и исписанные иероглифами памятники со времен фараонов сети i (12941279 гг. до н.э.), рамсеса ii (12791213 гг. до н.э.) и рамсеса iii (11841153 гг. до н.э.).
Древний ханаанский город мегиддо раскрыл свидетельства сильного египетского влияния даже в более поздние времена рамсеса vi, правившего в конце 12 века до н.э.
Это было долгое время спустя предполагаемого завоевания израильтянами ханаана.
Очень маловероятно, что египетские гарнизоны по всей стране остались бы в стороне, когда группа беженцев из египта сеяла хаос по всей провинции ханаана.
И невозможно себе представить, чтобы уничтожение захватчиками стольких верных вассальных городов не оставило бы абсолютно никаких следов в обширных записях египетской империи.
Единственное независимое упоминание названия израиль в этот период (победная стела мернептаха) сообщает лишь, что эти неизвестные люди, живущие в ханаане, потерпели сокрушительное поражение.
Что-то явно не складывается, когда библейское повествование, археологические данные и египетские записи расположены бок о бок.





Комментарий