Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

Ars longa,...

Свернуть
Эта тема закрыта.
X
X
 
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • #91
    В Антверпене в музее Майера ван дер Берга находится одна из самых знаменитых работ Питера Брейгеля старшего. Безумная Грета. Этот шедевр, как и прочие картины Питера Мужицкого Брейгеля таит в себе много отсылок к другим произведениям, аллюзий на исторические события, анекдоты, Писания etc.

    Привожу отрывки подробного разбора картины. Рассказывает искусствовед Дильшат Харман. Запись сделал Кирилл Головастиков.

    Название «Безумная Грета» было известно задолго до того, как обнаружили саму картину: оно упоминается у фламандского художника и литератора Карела ван Мандера в его «Книге о художниках» 1604 года. Ван Мандер пишет про "Сумасшедшую Маргариту", которая влечет добычу для ада; взгляд у нее блуждающий, и одета она очень странно». Во времена ван Мандера картина Брейгеля находилась в коллекции императора Рудольфа II в Праге, но неизвестно ни как она туда попала, ни как исчезла оттуда.

    Почему странную героиню картины зовут Маргарита? В середине XX века бельгийский фольклорист Ян Граулс, изучавший нидерландские пословицы, обнаружил, что в XVI веке Гретой или Грит (сокращенное от Маргарита) называли женщин сварливых, своевольных, самоуверенных и настолько агрессивных, что они способны победить даже демонов из ада. В сборнике 1549 года впервые записана пословица «Если есть две Греты в доме, то лающая собака не нужна». А в сборнике 1568 года тоже составленном при жизни Брейгеля была найдена пословица, прямо объясняющая сюжет картины: «Грета может грабить перед стенами ада и уйти невредимой».

    Почему Грета такая огромная? Ведь остальные женщины на картине гораздо меньше. Современный исследователь Лен Юэ считает, что это связано с карнавальными процессиями в Антверпене, частью которых были гигантские фигуры популярных фольклорных персонажей и известно, что и в 1561, и в 1563 году там носили, в частности, и гигантскую фигуру сварливой Греты. Так что для Брейгеля (и, видимо, его заказчика, который существовал в схожем контексте) эта картина не только была основана на расхожей мудрости, но и укоренена в быту, в недавних событиях.

    Фигура Греты, особенно в ее первоначальном наброске, оставшемся под красочным слоем картины, напоминает женскую фигуру в латах и юбке с гравюры Брейгеля «Гнев» (из серии «Семь смертных грехов»); само слово dol/dul в названии картины («Dulle Griet») может означать как гневного человека, так и безумного.

    Женщины, связывающие демонов

    Справа под ногами у гигантской Греты можно видеть женщин из числа руководимых ею, которые связывают и побивают адских тварей. Эта маленькая сценка ключ к одной из больших загадок картины, а также пословицы, от которой Брейгель отталкивался. Почему такое нелестное нарицательное значение было придано именно имени Маргарита? Искусствовед Уолтер Гибсон парадоксальным образом связал образ сварливой Греты со святой Маргаритой: эта популярная в Средние века святая, по преданиям, несколько раз встречалась с дьяволом и побеждала его в частности, связывала. От храброй победительницы дьявола через комическое снижение уже не так далеко до сварливой старухи, которой сам черт не брат и которой боятся даже в аду.

    Иллюстрацию к такому переносу можно найти у Брейгеля и в других картинах: на «Нидерландских пословицах» есть старуха, которая связывает демона так же, как это когда-то, по легенде, сделала святая Маргарита.

    Лицо Греты

    Грета высохшая старая женщина с красным носом (что, возможно, обличительный намек на пьянство). У нее вытаращенные глаза, беззубый рот раскрыт, выпирает кадык: Брейгель подчеркивает ее мужеподобные черты; это сварливая женщина, которая берет контроль в свои руки и приобретает мужские характеристики.

    Одежда Греты

    Она одета воинственно в латы: на ней нагрудник, латная перчатка, шлем, в руке меч. Но одновременно она одета и как обычная женщина: она в юбке, а также в рукавах, которые надевались отдельно. Эти рукава никак не закреплены, правый рукав отстает и к тому же надет наизнанку, бархатистой частью внутрь. Это значит, что Грета одевалась небрежно, наспех.

    Что у Греты в руках

    Под мышкой у Греты сундук с награбленным; в тюках тоже видны деньги, драгоценности, одно ожерелье свисает у Греты из лат. Это толкуют как символ жадности.

    Но одновременно у Греты есть и корзинка, из которой торчат кухонные предметы: обычная сковородка, тарелка. Почему так, не очень ясно; возможно, это напоминание, что такие Греты встречаются всем в быту, а не только в фантастическом брейгелевском аду. Возможно, сковородка это тоже оружие Греты (как в XX веке агрессивных жен будут карикатурно изображать со скалкой в руках).

    Как ни странно, в корзине у Греты виден пояс. Эту деталь, как и многое на брейгелевских картинах, толкуют в морально-назидательном ключе. Пояс был символом чистоты и целомудрия, а Грета пояс сняла, так что исследовательница Маргарет Салливан считает, что героиня картины олицетворяет еще и похоть.

    Шлем и вуаль Греты

    Над шлемом у Греты полупрозрачная вуаль. Такая деталь у Брейгеля встречается у персонажей, которые что-то скрывают или кого-то обманывают, например, на тех же «Нидерландских пословицах». В этой сцене женщина с вуалью надевает на мужа голубой плащ это отсылка к нидерландскому выражению, которое означает «наставить рога». Так что, вероятно, вуаль, как и пояс, тоже связана с похотью или означает лживость Греты.

    Адская пасть

    Воинственная Грета, сжимая меч в кулаке, движется по направлению к адской пасти. Изображение ада в виде пасти не изобретение Брейгеля, к тому моменту это уже было общее место.

    Но Брейгель, как ни странно, изображает эту пасть юмористически: она у него не страшная, а смешная. Ад открывает рот с зубами но не в ярости, а будто бы в ужасе перед Гретой.



    Нажмите на изображение для увеличения.

Название:	DG.jpg
Просмотров:	1
Размер:	68.2 Кб
ID:	671138

    PS. Если кого-нибудь заинтересует продолжение, могу дать ссылку. Сознательно линк не привожу, так как не уверена в том, не дам ли я повод неким пикселям вновь настрочить на меня жалобу.
    Последний раз редактировалось Бастет; 12-10-2023, 10:09 AM. Причина: PS
    Dura Bastet sed Bastet © Бастет v. evangelie.ru - evangelie.eu
    https://proza.ru/avtor/afynjv2401
    https://www.youtube.com/@Bastet_Khamana_OiO

    Комментарий


    • #92
      Сообщение от Бастет Посмотреть сообщение
      У Виктора Гюго тоже есть интересное сравнение. Эсмеральда объясняет свое видение проблемы отношений м-у М. и Ж.
      А знаете ли вы, что такое Дружба?
      Да, ответила цыганка. Это значит быть братом и сестрой; это две Души, которые соприкасаются не сливаясь; это два перста одной руки.
      А Любовь? спросил Гренгуар.
      О, Любовь! промолвила она, и голос ее дрогнул, и глаза заблистали. Любовь это когда двое едины Это Небо!


      © Виктор Гюго "Собор Парижской Богоматери"

      Dura Bastet sed Bastet © Бастет v. evangelie.ru - evangelie.eu
      https://proza.ru/avtor/afynjv2401
      https://www.youtube.com/@Bastet_Khamana_OiO

      Комментарий


      • #93
        Тема закрыта по просьбе топик стартера.
        О, берегитесь, убегайте
        От жизни легкой пустоты.... (с)

        Комментарий

        Обработка...
        X