"Избрание или назначение...духовных лиц зависит совершенно от царя...
Как скоро царь изберет кого-либо по своему желанию, то его посвящают...
Что касается до объяснения в проповедях Слова Божия,..
то это у них не в обычае и выше их знаний,
потому что всё духовенство не имеет совершенно никаких сведений
ни в других предметах, ни в Слове Божием...
Будучи сами невеждами во всем, они стараются всеми средствами воспрепятствовать распространению просвещения, как бы опасаясь, чтобы не обнаружилось их собственное невежество и нечестие. По этой причине они уверили царей, что всякий успех в образовании может произвести переворот в государстве и, следовательно, должен быть опасным для их власти. В этом случае они правы, потому что человеку разумному и мыслящему, еще более возвышенному познаниями и свободным воспитанием, в высшей степени трудно переносить принудительный образ правления. Несколько лет тому назад, еще при покойном царе, привезли из Польши в Москву типографский станок и буквы, и здесь была основана типография с позволения самого царя и к величайшему его удовольствию. Но вскоре дом ночью подожгли, и станок с буквами совершенно сгорел, о чем, как полагают, постаралось духовенство.
Священники (которых зовут попами) определяются епископами почти без всякого предварительного испытания их в познаниях...
Священники суть люди совершенно необразованные, что, впрочем, вовсе неудивительно,
потому что сами поставляющие их епископы (как было сказано выше), точно таковы же...
как бывает везде, где не заботятся о распространении познания и учения о Боге...
Что касается до жалованья, получаемого священником,
то у них нет обычая давать ему десятину...
О степени просвещения монахов можно судить по епископам... Я говорил с одним из них в Вологде и (желая испытать его знания) дал ему Священное Писание на русском языке, открыв первую главу Евангелия св. Матфея. Он принялся читать весьма хорошо. Тут спросил я его прежде всего, какую часть Священного Писания он прочел теперь? Он отвечал, что не может сказать наверное. — Сколько было Евангелистов в Новом Завете? — Он отвечал, что не знает...
Все эти недостатки происходят от лиц духовных,
которые, будучи сами невежественны и неблагочестивы,
изо всех сил стараются удерживать народ в таком же невежестве и слепоте...
Есть еще у них много других пустых и суеверных обрядов, о которых и долго и скучно было бы рассказывать.
Из всего этого можно судить, как далеко отстали они от истинного познания и исполнения обязанностей христианской религии,
променяв Слово Божие на свои пустые предания и превратив всё во внешние и смешные обряды
без всякого уважения к духу и истине, которых требует Бог от настоящего ему поклонения."
(перевод князя М.А. Оболенского)
Текст воспроизведен по изданию:
Дж. Флетчер. О государстве русском.
М. Захаров. 2002. |