Трихотомия или дихотомия
какова позиция правильна?
Вот одно из мнений
(комментарий Новой Женевской Библии):
Библия учит, что человек обладает физическим телом, душой и духом.
Относительно того, как эти составляющие человеческой природы связаны
и соотносятся друг с другом, существуют четыре основные теории.
Две из них антропологический монизм и антропологический гилеморфизм в первую очередь рассматривают то, как эти три составляющие объединяются, формируя человеческую природу.
Две другие модели дихотомия (антропологический дуализм) и трихотомия относятся к различиям между душой и духом. Если между материальной (физической) и нематериальной (духовной) составляющими человеческой природы провести различия довольно просто, то между двумя нематериальными составляющими сделать это более сложно.
Хотя существуют библейские тексты,
в которых термины «душа» и «дух»
используются взаимозаменяемо,
Матфея 10:28;
Луки 1:46-47;
1 Коринфянам 5:3; и 7:34
в других стихах душа и дух
не представлены как одно и то же самое.
Есть также отрывки, указывающие
на разделение между душой и духом:
Римлянам 8:16;
1 Фессалоникийцам 5:23;
Евреям 4:12.
В послании к Евреям 4:12 говорится:
«Ибо слово Божие живо и действенно
и острее всякого меча обоюдоострого:
оно проникает до разделения души и духа».
Этот текст указывает нам на два момента:
1) между душой и духом существует «точка деления» и
2) эту точку различает только Господь.
Учитывая все эти стихи,
ни дихотомические, ни трихотомические интерпретации
не могут быть однозначно доказаны.
Включает ли нематериальная составляющая человеческой природы душу и дух? Да.
Являются ли душа и дух абсолютно едиными (дихотомия)
или же тесно связанными, но отдельными аспектами (трихотомия)? Неясно.
Сторонники трихотомии обычно верят в следующее:
физическое тело это то, что связывает нас с окружающим нас материальным миром,
душа представляет наше существо, а дух нас связывает с Богом.
Поэтому неспасенные названы духовно мертвыми
(Ефесянам 2:1;
Колоссянам 2:13),
хотя физически и «душевно» они живы.
Приверженцы дихотомии имеют такое же понимание тела,
но рассматривают дух как часть души, которая соединяется с Богом.
Таким образом, вопрос о дихотомии и трихотомии сводится к тому,
являются ли душа и дух различными аспектами нематериальной человеческой природы,
или же дух просто является частью души,
в то время как душа всей нематериальной частью человеческой природы.
Трихотомия или дихотомия человека какова позиция правильна?
По нашему мнению, в этом вопросе не стоит быть категоричными.
Обе теории являются библейски обоснованными.
Ни одна из них не является еретической.
Возможно, мы не можем полностью понять этот вопрос
своим ограниченным человеческим умом.
В чём мы можем быть уверены, так это в том,
что человеческая природа состоит из тела, души и духа.
Являются ли душа и дух единой составляющей
или же отдельными, Бог полностью не открывает этого в Своем Слове.
Во что бы вы ни верили дихотомию или трихотомию
представьте свое тело как живую жертву (Римлянам 12:1),
благодарите Господа за спасение вашей души (1 Петра 1:9)
и поклоняйтесь Ему в духе и истине (Иоанна 4:23-24).
Комментарий