Причудливое сознание российских граждан.
В некоторых комментах к постингу «Причудливое сознание российских граждан» (так же, как и в ряде комментов к другим постингам в этом блоге) делаются утверждения о постоянности, неизменности, традиционности большинства (или даже всех) характерных черт российского общественного сознания.
Представление о малой изменчивости (и даже «неменяемости») социальных характеристик и, следовательно, о малой изменчивости (и даже «неменяемости») сознания современных россиян получило обоснование и широкое распространение в ряде работ Ю.А.Левады и других сотрудников Левада-центра в рамках разработанной в этом центре концепции о «простом советском человеке», сумевшем прожить и пережить перемены последней четверти века в мало измененном виде. Характерно название материалов, популярно излагающих эту концепцию, «Человек неменяемый».
Автору этих строк такое утверждение казалось недостаточно убедительным даже из чисто абстрактных соображений. Более того, индивидуальная память, воспроизводящая образы и ситуации предыдущих лет, постоянно предоставляла примеры, его опровергающие. Однако собственная память и личный опыт это недостаточные аргументы в такого рода дискуссии.
Для проверки указанного утверждения имеет смысл обратиться к более объективным данным, собранным в ходе многолетней работы сотрудниками самого Левада-центра. К счастью, социологический центр, созданный в 1988 г. и носивший тогда название ВЦИОМ (а с 2003 г. Левада-центр), успел до роспуска СССР провести масштабные исследования массового сознания позднесоветского общества. Опросы, начатые более четверти века тому назад, затем регулярно проводились и в последующие годы. Поэтому есть возможность сопоставить результаты аналогичных опросов, проведенных тем же коллективом по одной и той же методологии с интервалом приблизительно в четверть века в 1989-1991 гг., с одной стороны, и в 2015 г., с другой. Некоторые из полученных результатов представлены в нижеследующей таблице.
Два среза российского общественного сознания на рубеже 1980-х 1990-х годов и в 2015 г.
Источник: ежегодный доклад «Общественное мнение 2015».
По этим данным видно, что в массовом сознании российского общества произошли значительные изменения. По сравнению с человеком 1989-91 гг. человек 2015 г. чувствует себя более состоятельным и более уверенным. В то же время он стал формально намного более религиозным, хотя его религиозные взгляды стали менее определенными стало заметно меньше тех, кто твердо верит как в существование, так и в несуществование жизни после смерти, Царства Небесного, Ада, дьявола, религиозные чудеса, и заметно больше тех, кто не полностью уверен в их как существовании, так и в их несуществовании.
Большая религиозность человека 2015 г. сопровождается его заметно возросшей агрессивностью по отношению к членам религиозных сект и увеличившейся толерантностью к родившимся неполноценным детям, бродягам, проституткам, больным СПИДом.
Человек 2015 г. предпочитает иметь авторитарного руководителя в стране в намного большей степени, чем человек позднесоветского общества. При этом он считает нынешние власти более чуждыми народу, хотя в то же время ждет от государства более патерналистского поведения, чем даже то, что было в СССР. Сам же он существенно меньше готов участвовать и фактически участвует в политическом процессе при том, что считает действующий политический режим в стране менее свободным.
Как бы содержательно ни оценивать полученные результаты, в любом случае они свидетельствуют о существенных изменениях, произошедших в российском общественном сознании за последнюю четверть века. Сознание нынешнего российского общества заметно отличается от сознания позднесоветского общества. Россиянин 2015 г. это далеко не «советский человек» образца 1989-91 гг. Особый интерес для дальнейшего анализа представляют направленность произошедших изменений, их скорость в различные исторические периоды, и, конечно же, их причины. Какими бы ни были ответы на эти вопросы, одно ясно точно: неменяемого человека нет ни в своем индивидуальном качестве, ни в качестве всего общества.
Источник
В некоторых комментах к постингу «Причудливое сознание российских граждан» (так же, как и в ряде комментов к другим постингам в этом блоге) делаются утверждения о постоянности, неизменности, традиционности большинства (или даже всех) характерных черт российского общественного сознания.
Представление о малой изменчивости (и даже «неменяемости») социальных характеристик и, следовательно, о малой изменчивости (и даже «неменяемости») сознания современных россиян получило обоснование и широкое распространение в ряде работ Ю.А.Левады и других сотрудников Левада-центра в рамках разработанной в этом центре концепции о «простом советском человеке», сумевшем прожить и пережить перемены последней четверти века в мало измененном виде. Характерно название материалов, популярно излагающих эту концепцию, «Человек неменяемый».
Автору этих строк такое утверждение казалось недостаточно убедительным даже из чисто абстрактных соображений. Более того, индивидуальная память, воспроизводящая образы и ситуации предыдущих лет, постоянно предоставляла примеры, его опровергающие. Однако собственная память и личный опыт это недостаточные аргументы в такого рода дискуссии.
Для проверки указанного утверждения имеет смысл обратиться к более объективным данным, собранным в ходе многолетней работы сотрудниками самого Левада-центра. К счастью, социологический центр, созданный в 1988 г. и носивший тогда название ВЦИОМ (а с 2003 г. Левада-центр), успел до роспуска СССР провести масштабные исследования массового сознания позднесоветского общества. Опросы, начатые более четверти века тому назад, затем регулярно проводились и в последующие годы. Поэтому есть возможность сопоставить результаты аналогичных опросов, проведенных тем же коллективом по одной и той же методологии с интервалом приблизительно в четверть века в 1989-1991 гг., с одной стороны, и в 2015 г., с другой. Некоторые из полученных результатов представлены в нижеследующей таблице.
Два среза российского общественного сознания на рубеже 1980-х 1990-х годов и в 2015 г.
Вопросы и варианты ответов | 1989-1991 гг. | 2015 г. | Изменения |
Какая примерно часть доходов вашей семьи уходит сейчас на питание? | |||
Примерно две трети + Почти все | 70 | 28 | -42 |
Менее половины + Примерно половина | 26 | 65 | 39 |
Учитывая нынешнюю ситуацию, на сколько лет вперед вы с уверенностью можете говорить о своем будущем? | |||
Я не знаю, что со мной будет даже в ближайшие месяцы | 61 | 46 | -15 |
На много лет вперед; на ближайшие 5-6 лет; на год-два | 21 | 49 | 28 |
К какому вероисповеданию вы себя относите? | |||
- неверующие | 73 | 10 | -63 |
- православные + другие религии | 19 | 89 | 70 |
Верю, что существует + Верю, что не существует: | |||
- жизнь после смерти | 45 | 31 | -14 |
- существование дьявола | 48 | 30 | -18 |
- Царство Небесное | 46 | 30 | -16 |
- существование Ада | 46 | 30 | -16 |
- религиозные чудеса | 47 | 29 | -18 |
Верю, что скорее всего существует + Верю, что скорее всего не существует: | |||
- жизнь после смерти | 39 | 51 | 12 |
- существование дьявола | 34 | 52 | 18 |
- Царство Небесное | 35 | 52 | 17 |
- существование Ада | 34 | 52 | 18 |
- религиозные чудеса | 35 | 56 | 21 |
Как, по вашему мнению, следовало бы поступить: | |||
Ликвидировать + Изолировать от общества: | |||
- родившихся неполноценных детей | 32 | 6 | -26 |
- бродяг, "бомжей" | 34 | 22 | -12 |
- проституток | 61 | 51 | -10 |
- больных СПИДом | 39 | 33 | -6 |
- гомосексуалов | 30 | 29 | -1 |
- наркоманов | 54 | 55 | 1 |
- членов религиозных сект | 11 | 57 | 46 |
Оказывать помощь + Предоставить их самим себе: | |||
- родившимся неполноценным детям | 50 | 86 | 36 |
- бродягам, "бомжам" | 48 | 71 | 23 |
- проституткам | 21 | 36 | 15 |
- больным СПИДом | 54 | 61 | 7 |
- гомосексуалам | 60 | 65 | 5 |
- наркоманам | 37 | 40 | 3 |
- членам религиозных сект | 58 | 32 | -26 |
Бывают ли такие ситуации в жизни страны, когда народу нужен сильный и властный руководитель, «сильная рука»? | |||
Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы вся власть была отдана в руки одного человека | 44 | 21 | -23 |
Нашему народу постоянно нужна «сильная рука» + Бывают такие ситуации, когда нужно сосредоточить всю полноту власти в одних руках | 41 | 71 | 30 |
Как бы вы оценили свое участие в политической жизни? | |||
Для меня самое важное судьба моего родного народа; всегда готов встать на защиту моего родного народа; всегда принимал и принимаю участие в общественной жизни | 44 | 11 | -33 |
Политика меня не интересует, не разбираюсь в политике; нет возможности влиять на события политической жизни; разочаровался в политике | 44 | 82 | 38 |
Какое из следующих высказываний о руководстве страны ближе всего к вашей точке зрения? | |||
Наши органы власти народные, у них те же интересы, что и у простых людей | 15 | 9 | -6 |
Власть отчуждена от народа | 74 | 81 | 7 |
Какой принцип отношений между государством и его гражданами вы бы лично поддержали? | |||
Люди должны проявить инициативу и сами позаботиться о себе | 25 | 15 | -10 |
Государство должно больше заботиться о людях | 57 | 73 | 16 |
Какое из следующих суждений по поводу безработицы ближе всего к вашему мнению? | |||
Безработица в нашей стране это вполне допустимое явление; в небольших размерах даже полезна; необходима для эффективного ведения хозяйства | 50 | 44 | -6 |
Безработица в нашей стране недопустима | 35 | 49 | 14 |
Какое из следующих мнений о забастовках вам ближе всего? | |||
Забастовка единственный способ добиться своих требований; нормальное средство разрешения назревших проблем; крайняя мера, но в нынешних условиях ее бывает невозможно избежать | 73 | 52 | -21 |
Забастовками ничего нельзя добиться | 5 | 30 | 25 |
Каким образом изменилось в минувшем году положение дел в возможности высказывать свое мнение? | |||
Положение изменилось к лучшему | 68 | 7 | -61 |
Положение изменилось к худшему | 4 | 21 | 17 |
По этим данным видно, что в массовом сознании российского общества произошли значительные изменения. По сравнению с человеком 1989-91 гг. человек 2015 г. чувствует себя более состоятельным и более уверенным. В то же время он стал формально намного более религиозным, хотя его религиозные взгляды стали менее определенными стало заметно меньше тех, кто твердо верит как в существование, так и в несуществование жизни после смерти, Царства Небесного, Ада, дьявола, религиозные чудеса, и заметно больше тех, кто не полностью уверен в их как существовании, так и в их несуществовании.
Большая религиозность человека 2015 г. сопровождается его заметно возросшей агрессивностью по отношению к членам религиозных сект и увеличившейся толерантностью к родившимся неполноценным детям, бродягам, проституткам, больным СПИДом.
Человек 2015 г. предпочитает иметь авторитарного руководителя в стране в намного большей степени, чем человек позднесоветского общества. При этом он считает нынешние власти более чуждыми народу, хотя в то же время ждет от государства более патерналистского поведения, чем даже то, что было в СССР. Сам же он существенно меньше готов участвовать и фактически участвует в политическом процессе при том, что считает действующий политический режим в стране менее свободным.
Как бы содержательно ни оценивать полученные результаты, в любом случае они свидетельствуют о существенных изменениях, произошедших в российском общественном сознании за последнюю четверть века. Сознание нынешнего российского общества заметно отличается от сознания позднесоветского общества. Россиянин 2015 г. это далеко не «советский человек» образца 1989-91 гг. Особый интерес для дальнейшего анализа представляют направленность произошедших изменений, их скорость в различные исторические периоды, и, конечно же, их причины. Какими бы ни были ответы на эти вопросы, одно ясно точно: неменяемого человека нет ни в своем индивидуальном качестве, ни в качестве всего общества.
Источник
Комментарий