Основное положение Ислама сводится к тому, что Бог даровал Мухаммаду Коран путём откровения. Таким образом утверждается, что весь Коран результат Божественного откровения. Видную роль при этом играет архангел Гавриил, знакомству с которым Мухаммад несомненно обязан евреям. По представлению Агады(Талмуд), роль этого архангела весьма разносторонняя; на первом плане Гавриил выступает в качестве наставника и толкователя (ср. Даниил, 8, 16 и 9, 21; Менахот, 29а). Вообще, все те функции, которые приписываются в Коране и древнейших мусульманских преданиях архангелу Гавриилу, находят своё описание в Талмуде и Мидрашах.
Из Иудаизма заимствовано им и представление о троне Божьем, играющем в Коране большую роль; во многих случаях Бог именуется «Владыкою возвышенного престола». Трон поддерживают и несут ангелы, которые окружают его со славословиями (39, 75; 40, 7; 69, 17) - это из (Талмуд Хагига, 12б; Хуллин, 91б). Этот трон Божий раньше миросотворения носился над водою (Коран, 11, 9) - ср. Раши(Талмуд) к Быт., 1,2: «возвышенное сидение стояло и носилось над водою»), когда же «Аллах закончил сотворение мира, Он поднялся на трон» (Кор., 7, 52; 10, 3; 85; 60; 32; 3; 57, 4) - ср. утреннюю субботнюю молитву התעלה וישב על כסא כבודו).
Истинное воздаяние совершается не во время земной жизни человека, а после его смерти. Немногие заслуги, которые может иметь грешник, находят признание пока он жив; зато в будущей загробной жизни его ожидает вечная кара за грехи. Наоборот, благочестивый человек терпит наказания за свои немногочисленные прегрешения ещё при жизни, чтобы иметь возможность «в том мире» всецело наслаждаться райскими радостями. Подобная же мысль высказывается в Талмуде (Кидушин, 40б).
Кроме того, существенным посредником в деле Божественного вдохновения является также Дух Святой. Впрочем, представление о Святом Духе у Мухаммада довольно неопределённо. В смысле пророчества и откровения он употребляет термин ruch в Коране, 16, 103-104: Равным образом читаем в 26, 196: «Истинный дух снизошёл вместе с откровением». Кроме того, Мухаммад называл откровение общим термином «Слово» (al kaul, memra); т.е. Словом Божьим в смысле Божественного вдодхновения (Кор., 23, 70; 28, 51; 39, 19). Лишь через откровение Господь Бог общается с людьми, притом либо путём вдохновения, либо за завесью (так что Бог остаётся невидим); Подобная же мысль высказывается в вав. Талмуде,(Санедрин, 89б).
Мухаммад представлял себе сообщение Корана или «Книги» (Kitab) евреям и христианам таким образом: Бог держал у себя оригинал этой книги и через пророков сообщал из неё людям отдельные места. (23, 64; 29, 2). Это представление он также заимствовал, несомненно, у евреев, потому что агадическое изречение (Талмуд Пес. 54а) гласит, что «Тора извечно находилась у Бога».
В Исламе представление о Рае и Аде вообще играет чрезвычайно видную роль. В основе лежит идея о будущем возмездии за деяния человека, причём само представление об устройстве Рая и Ада заимствовано из еврейской Агады(Талмуд), правда, местами в довольно грубом понимании её, и приноровлено к понятиям арабского населения на чрезвычайно низкой ступени его культурного развития в 7 веке.
Порою, впрочем, представления о возмездии и награде в загробном мире настолько напоминают Агаду(Талмуд), что мы находим даже повторение агадических сравнений и изображений загробного мира. Так, например, в Коране (75, 23) сказано, что благочестивые наслаждаются после смерти полным блаженством, «созерцая Господа Бога Своего» (ср. Талмуд. Берешит, 17а). Равным образом и изображение воскресения мёртвых и Страшного суда в день всеобщего воскресения Ислам заимствовал у Иудаизма. В день воскресения и Страшного суда (26, 87-88) душа грешника выступит обвинительницей против себя самой (75, 2). «В тот день (Страшного суда) человек будет стремиться найти убежище (от кары Божьей). Но такого убежища не существует, и в тот день человеку будет сообщено, что он содеял и чего не сделал, и он сам будет свидетелем деяний своих, несмотря на свои оправдания». (79, 10-15). Те же самые представления о возмездии Божьем мы встречаем в еврейских апокрифах, Мишна и Талмуд (ср. Энох 8, 7-8, CIV, 7; Пиркей Авот, 2, 1).
И страдания грешников Коран изображает такими красками, которые почерпнуты из еврейских сочинений и преданий (Кор., 56, 40 и сл.); вообще при описании Страшного суда нередко применяются библейские образы (ср., напр., прекрасное, поэтическое и глубоко захватывающее описание в Коране, 79, 6 и сл.). Агада много занималась вопросом о том, будет ли воскресение из мёртвых полным, т.е. воскреснут ли при этом также тела умерших. Отзвук этих рассуждений находим и в Исламе. В Коране (6, 95) имеется представление о физическом воскресении благочестивых (ср. Талмуд Сангедрин, 90б и Ктубот, 111 б).
У евреев Мухаммад несомненно заимствовал веру в ангелов и демонов. В представлении о природе этих существ (демонов), а именно, что им присуще нечто ангельское и нечто человеческое (ср. Талмуд. Хагига, 16а.), Коран сходится с агадою (46,28 и сл., 15,26 и сл.). особое положение занимает среди демонов Сатана. А так же рассказ о сотворении человека, где Бог совещался с ангелами, а Сатана (Иблис) хвастал, что он сможет склонить всех людей ко злу (28, 71-85), заимствован из Агады (Талмуд Берешит раба. VIII ; Бемидбар. Р., XIX).
Многие подробности, которыми Мухаммад изукрасил библейские рассказы, передавая их своим слушателям, совершенно не мыслимы и не понятны без знакомства с Агадою(Талмуд). Равным образом интересовали его отношения Моше к фараону, оказавшимся человеком упорным. И в этом случае Мухаммад поступал совершенно в духе Агады(Талмуд), а именно, он вкладывал свои обращения к современникам в уста известных исторических лиц.
В Исламе фигура патриарха Авраама выступает не только в своих библейский очертаниях, но и в изукрашенном виде в духе Агады. Аврааму пришлось в следствие своей веры в Аллаха испытать тяжкие гонения со стороны современников; таким образом он оказался как бы прототипом Мухаммада, который ценил патриарха выше всех прочих библейских персонажей и охотно сравнивал себя с ним. Мухаммад тем сильнее чувствовал известное родство с Авраамом, что и сам отказался от лжеучения своих предков, идолопоклонства, и предался Богу, за что претерпел сильные гонения. Жизнеописание патриарха, имеющееся в Коране в разных местах (6,74-82; 19, 82-51; 21, 52-69; 22, 43; 24, 69-105; 29, 15-23; 37, 81-95; 43, 25-285 и т.д.), базируется на красивом предании Мидраша (Талмуд Берешит Раба, XXXVIII) о признании Авраамом единого Бога.
Для Ислама Моше имеет гораздо больше значения, чем для Христианства, потому что по мнению Мухаммада «учение» вовсе не было уничтожено и «закон» вообще не должен быть устранен. Жизнь Моше(Моисей рус.) доставила основателю Ислама особенно обильный материал для поэтического творчества. Замечательно, что Мухаммад превращает Кораха (29; 38; 40; 25) и Амана (28; 5; 7; 38; 40; 25) в советников фараона и преследователей израильтян. Это лишь поверхностная передача библейских рассказов, известных ему по устным сообщениям. Правда, в Агаде (Бемидбар, Раба., 8) нечто подобное сказано о Корахе, а именно: «Корах был старшим домоправителем фараона». Вообще множество черт из жизни Моисея, переданные Кораном, несомненно, покоятся на Агаде(Талмуд).
Мухаммаду было известно много агадических преданий, связанных с именем царя Шломо(Соломон рус.); сюда относится в первую очередь рассказ о власти Соломона над миром духов (21, 8182; 34, 1112; 38, 3540) - ср. Талмуд (Таргум Шени к Эсе., 1, 2). Даже преданием о том, что Соломон на некоторое время утратил свою власть (Талмуд Сангедрин, 20б), Мухаммад тоже воспользовался (38, 33-35).
Много обычаев он сознательно отменил, вынужденный к этому необходимостью и с единственной целью уничтожить следы сходства Ислама с еврейством. Он утверждал, что евреи враги мусульман (5, 85), что они погубили некоторых пророков (2, 58; 5, 74), что они вместе с христианами считают себя избранниками Божьими (5, 21), причём все уверены в том, что им суждено удостоиться жизни в Раю (2, 88; 43, 6) - вероятно Мухаммад знал изречения Талмуда и Мишны, (Сангедрин,11, 1). Мухаммад не постеснялся оклеветать евреев, приписывая им обожествление Эзры (9, 30) и фальсификацию текста Торы (2, 73), чтобы уничтожить все следы своей лже пророческой миссии.
ВЫВОД: ПО ИСЛАМУ, ТАЛМУД И ЕСТЬ - ПИСАНИЕМ ОТ АЛЛАХА!
Из Иудаизма заимствовано им и представление о троне Божьем, играющем в Коране большую роль; во многих случаях Бог именуется «Владыкою возвышенного престола». Трон поддерживают и несут ангелы, которые окружают его со славословиями (39, 75; 40, 7; 69, 17) - это из (Талмуд Хагига, 12б; Хуллин, 91б). Этот трон Божий раньше миросотворения носился над водою (Коран, 11, 9) - ср. Раши(Талмуд) к Быт., 1,2: «возвышенное сидение стояло и носилось над водою»), когда же «Аллах закончил сотворение мира, Он поднялся на трон» (Кор., 7, 52; 10, 3; 85; 60; 32; 3; 57, 4) - ср. утреннюю субботнюю молитву התעלה וישב על כסא כבודו).
Истинное воздаяние совершается не во время земной жизни человека, а после его смерти. Немногие заслуги, которые может иметь грешник, находят признание пока он жив; зато в будущей загробной жизни его ожидает вечная кара за грехи. Наоборот, благочестивый человек терпит наказания за свои немногочисленные прегрешения ещё при жизни, чтобы иметь возможность «в том мире» всецело наслаждаться райскими радостями. Подобная же мысль высказывается в Талмуде (Кидушин, 40б).
Кроме того, существенным посредником в деле Божественного вдохновения является также Дух Святой. Впрочем, представление о Святом Духе у Мухаммада довольно неопределённо. В смысле пророчества и откровения он употребляет термин ruch в Коране, 16, 103-104: Равным образом читаем в 26, 196: «Истинный дух снизошёл вместе с откровением». Кроме того, Мухаммад называл откровение общим термином «Слово» (al kaul, memra); т.е. Словом Божьим в смысле Божественного вдодхновения (Кор., 23, 70; 28, 51; 39, 19). Лишь через откровение Господь Бог общается с людьми, притом либо путём вдохновения, либо за завесью (так что Бог остаётся невидим); Подобная же мысль высказывается в вав. Талмуде,(Санедрин, 89б).
Мухаммад представлял себе сообщение Корана или «Книги» (Kitab) евреям и христианам таким образом: Бог держал у себя оригинал этой книги и через пророков сообщал из неё людям отдельные места. (23, 64; 29, 2). Это представление он также заимствовал, несомненно, у евреев, потому что агадическое изречение (Талмуд Пес. 54а) гласит, что «Тора извечно находилась у Бога».
В Исламе представление о Рае и Аде вообще играет чрезвычайно видную роль. В основе лежит идея о будущем возмездии за деяния человека, причём само представление об устройстве Рая и Ада заимствовано из еврейской Агады(Талмуд), правда, местами в довольно грубом понимании её, и приноровлено к понятиям арабского населения на чрезвычайно низкой ступени его культурного развития в 7 веке.
Порою, впрочем, представления о возмездии и награде в загробном мире настолько напоминают Агаду(Талмуд), что мы находим даже повторение агадических сравнений и изображений загробного мира. Так, например, в Коране (75, 23) сказано, что благочестивые наслаждаются после смерти полным блаженством, «созерцая Господа Бога Своего» (ср. Талмуд. Берешит, 17а). Равным образом и изображение воскресения мёртвых и Страшного суда в день всеобщего воскресения Ислам заимствовал у Иудаизма. В день воскресения и Страшного суда (26, 87-88) душа грешника выступит обвинительницей против себя самой (75, 2). «В тот день (Страшного суда) человек будет стремиться найти убежище (от кары Божьей). Но такого убежища не существует, и в тот день человеку будет сообщено, что он содеял и чего не сделал, и он сам будет свидетелем деяний своих, несмотря на свои оправдания». (79, 10-15). Те же самые представления о возмездии Божьем мы встречаем в еврейских апокрифах, Мишна и Талмуд (ср. Энох 8, 7-8, CIV, 7; Пиркей Авот, 2, 1).
И страдания грешников Коран изображает такими красками, которые почерпнуты из еврейских сочинений и преданий (Кор., 56, 40 и сл.); вообще при описании Страшного суда нередко применяются библейские образы (ср., напр., прекрасное, поэтическое и глубоко захватывающее описание в Коране, 79, 6 и сл.). Агада много занималась вопросом о том, будет ли воскресение из мёртвых полным, т.е. воскреснут ли при этом также тела умерших. Отзвук этих рассуждений находим и в Исламе. В Коране (6, 95) имеется представление о физическом воскресении благочестивых (ср. Талмуд Сангедрин, 90б и Ктубот, 111 б).
У евреев Мухаммад несомненно заимствовал веру в ангелов и демонов. В представлении о природе этих существ (демонов), а именно, что им присуще нечто ангельское и нечто человеческое (ср. Талмуд. Хагига, 16а.), Коран сходится с агадою (46,28 и сл., 15,26 и сл.). особое положение занимает среди демонов Сатана. А так же рассказ о сотворении человека, где Бог совещался с ангелами, а Сатана (Иблис) хвастал, что он сможет склонить всех людей ко злу (28, 71-85), заимствован из Агады (Талмуд Берешит раба. VIII ; Бемидбар. Р., XIX).
Многие подробности, которыми Мухаммад изукрасил библейские рассказы, передавая их своим слушателям, совершенно не мыслимы и не понятны без знакомства с Агадою(Талмуд). Равным образом интересовали его отношения Моше к фараону, оказавшимся человеком упорным. И в этом случае Мухаммад поступал совершенно в духе Агады(Талмуд), а именно, он вкладывал свои обращения к современникам в уста известных исторических лиц.
В Исламе фигура патриарха Авраама выступает не только в своих библейский очертаниях, но и в изукрашенном виде в духе Агады. Аврааму пришлось в следствие своей веры в Аллаха испытать тяжкие гонения со стороны современников; таким образом он оказался как бы прототипом Мухаммада, который ценил патриарха выше всех прочих библейских персонажей и охотно сравнивал себя с ним. Мухаммад тем сильнее чувствовал известное родство с Авраамом, что и сам отказался от лжеучения своих предков, идолопоклонства, и предался Богу, за что претерпел сильные гонения. Жизнеописание патриарха, имеющееся в Коране в разных местах (6,74-82; 19, 82-51; 21, 52-69; 22, 43; 24, 69-105; 29, 15-23; 37, 81-95; 43, 25-285 и т.д.), базируется на красивом предании Мидраша (Талмуд Берешит Раба, XXXVIII) о признании Авраамом единого Бога.
Для Ислама Моше имеет гораздо больше значения, чем для Христианства, потому что по мнению Мухаммада «учение» вовсе не было уничтожено и «закон» вообще не должен быть устранен. Жизнь Моше(Моисей рус.) доставила основателю Ислама особенно обильный материал для поэтического творчества. Замечательно, что Мухаммад превращает Кораха (29; 38; 40; 25) и Амана (28; 5; 7; 38; 40; 25) в советников фараона и преследователей израильтян. Это лишь поверхностная передача библейских рассказов, известных ему по устным сообщениям. Правда, в Агаде (Бемидбар, Раба., 8) нечто подобное сказано о Корахе, а именно: «Корах был старшим домоправителем фараона». Вообще множество черт из жизни Моисея, переданные Кораном, несомненно, покоятся на Агаде(Талмуд).
Мухаммаду было известно много агадических преданий, связанных с именем царя Шломо(Соломон рус.); сюда относится в первую очередь рассказ о власти Соломона над миром духов (21, 8182; 34, 1112; 38, 3540) - ср. Талмуд (Таргум Шени к Эсе., 1, 2). Даже преданием о том, что Соломон на некоторое время утратил свою власть (Талмуд Сангедрин, 20б), Мухаммад тоже воспользовался (38, 33-35).
Много обычаев он сознательно отменил, вынужденный к этому необходимостью и с единственной целью уничтожить следы сходства Ислама с еврейством. Он утверждал, что евреи враги мусульман (5, 85), что они погубили некоторых пророков (2, 58; 5, 74), что они вместе с христианами считают себя избранниками Божьими (5, 21), причём все уверены в том, что им суждено удостоиться жизни в Раю (2, 88; 43, 6) - вероятно Мухаммад знал изречения Талмуда и Мишны, (Сангедрин,11, 1). Мухаммад не постеснялся оклеветать евреев, приписывая им обожествление Эзры (9, 30) и фальсификацию текста Торы (2, 73), чтобы уничтожить все следы своей лже пророческой миссии.
ВЫВОД: ПО ИСЛАМУ, ТАЛМУД И ЕСТЬ - ПИСАНИЕМ ОТ АЛЛАХА!
Комментарий